четверг, 11 апреля 2013 г.

Эфиопы.
Сейчас иногда приходится считать, что человечество возникло в Эфиопии – результат упрощённого понимания того факта, что в этой стране обнаружено большинство ископаемых находок предков человека, – группы, ушедшие на север, дали европеоидов, а на юг – негроидов; те же, кто остались, стали эфиопами, сохранив опять же первичную "недифференцированность".
Для обеих рас предполагалось и метисное происхождение: сначала "большие" расы сформировались где-то раздельно и независимо, а после "готовые" европеоиды стали смешиваться с монголоидами, дав уральскую расу или с негроидами – дав эфиопскую. Промежуточное географическое положение вроде бы подтверждает эту версию. Показательно, что краниологические особенности, присущие современным уральской и восточноафриканской расам, обнаруживаются не раньше, чем появляются более-менее современные европеоиды, негроиды.
Равно, засушливые и по африканским меркам морозные нагорья Эфиопии и пустынные просторы Сомали – не самые привлекательные районы Африки. Вряд ли миграция сюда шла таким потоком, что метисация довела дело до нивелировки в масштабах целых рас. Даже периодической и постепенной метисацией на краях ареала объяснить это трудно. Проблема усложняется тем, что и уральская, и восточноафриканская расы явно не являются однородными. Уральские и западносибирские группы только на первый взгляд схожи, они имеют разную историю и массу морфологических отличий. Равным образом популяции, живущие вдоль Нила, демонстрируют классическую клинальную изменчивость и, видимо, действительно имеют метисное происхождение, тогда как эфиопские, суданские и сомалийские группы отличаются от них и друг от друга, а в их формировании ведущую роль играли процессы изоляции.
          Восточноафриканская раса долгое время не находила своего места в расовых класификациях. Регулярно её описывали как "кавказоидную" или "хамитскую". Для европейцев, далёких от антропологии, её представители вполне сходят за негров. Однако, своеобразие восточноафриканских популяций всегда отмечалось путешественниками, чётко отличавшими их от негритянских групп. Популяции восточноафриканской расы занимают Африканский Рог – Эфиопию, Сомали, Джибути, Эритрею, часть Судана и Египта на севере, Кении и Танзании – на юге. Поэтому часто её называют эфиопской расой. Современные представители отличаются более-менее европеоидными чертами лица при очень тёмной пигментации и обычно курчавых волосах.
Переходный характер расы между европеоидами и негроидами достаточно очевиден, почему одной из двух главных гипотез происхождения всегда была метисная: когда-то ранее сформировавшиеся на юге негроиды и европеоиды на севере смешались в контактной зоне Африканского Рога и долины Нила. В этом случае возникновение восточноафриканской расы должно быть сравнительно поздним.
Второе предположение – автохтонная гипотеза – гласит, что восточноафриканская раса "протоморфна", имеет "недифференцированный" морфологический облик, сформировалась в условиях изоляции, возможно, ещё до появления "образцовых" негроидов и европеоидов или даже является предковой для них. Популяции, ушедшие на север из восточноафриканского "Эдема", посветлели и стали европеоидами. Другие двинулись на юг, к теплу и свету, приобрели прогнатизм, широкий нос и толстые губы – и стали негроидами.
В реальности, как водится, скорее всего действовали оба механизма. В древнейшие времена вероятнее действовали механизмы изоляции (да и сейчас горные районы Эфиопии крайне изолированы от всего мира и даже друг от друга). В исторические времена неизбежно должны были усиливаться процессы миграций и метисации, а срединное положение Африканского Рога между ареалами негроидов и европеоидов этому очевидно способствовало. И напротив, группы восточноафриканской расы разбредались во все стороны, особенно активно проникая на юг, оказывая там как антропологическое, так и культурное влияние.
В переходных зонах между ареалами восточноафриканской, европеоидной и негроидной рас возникали вторичные переходные группы.
На север вдоль долины Нила сформировалась плавная клинальная негроидно-европеоидная изменчивость. Сама география этому весьма способствовала. На юге такого плавного перехода не получилось, поскольку равнины Восточной Африки давали возможность чересполосного существования групп, различающихся как антропологически, так и культурно. Но всё же и тут имеется широкая зона перехода от восточноафриканской к негроидной расе. Примечательно, что она хорошо совпадает с ареалом нило-сахарских языков, тянущимся широкой полосой от южной Ливии, восточного Нигера и Чада через Центральноафриканскую Республику, северо-восточную часть Конго, Уганду и юго-западный Судан до Эфиопии, Эритреи, Кении и Танзании. Отдельные языки этой семьи встречаются также в Нигерии, Мали и даже Бенине. Народы, живущие в этой полосе, частично соответствуют "образцу" восточноафриканской расы, но частью имеют гораздо более негроидные черты, а потому могут быть отнесены к восточноафриканскому типу негрской расы. Граница между восточноафриканской расой и восточноафриканским типом негрской расы размытая и не может быть чётко проведена ни географически, ни даже популяционно. Лучшие показатели их разграничения – поперечная уплощённость лица, форма носа во всех измерениях и альвеолярный прогнатизм.

Комментариев нет:

Отправить комментарий