среда, 3 апреля 2013 г.

Аксум.
  Мы мало знаем о раннем Аксуме прежде всего потому, что город этот был почти неведом греко-римским авторам. Только около 60 года н.э. он косвенно фигурирует у Плиния Старшего, который, не называя Аксум и аксумистов, пишет о торговле располагавшегося на их землях порта Адулис с римлянами. Впервые среди народов Северо-Восточной Африки аксумиты появляются в середине II века на страницах Клавдия Птолемея. И лишь в псевдоарриановом "Перипле", описсывающем события III века, встречается название Аксум-"столицы так называемых аксумитов". Там же можно узнать, что ими правил царь, человек "сведущий в эллинских науках".Многое говорит о том, что сами аксумиты постоянно, быть может через посредников, следили за достижениями греко-римского мира. 




  Прямым наследником тех, кто возводил стелы Аксума,многие учённые считают народ тигре. Скотоводы и земледельцы, они обитают сегодня на плато Тигре-колыбели аксумской цивилизации. А вдоль побережья Красного моря, в окрестностях Массауа, они, как и в пунтийские времена, заготавливают мирру и ладан, добывают перламутр и жемчуг. В сложной лингвистической мозаике современной Эфиопии язык тигре больше, чем все другие, сохранил свою фонетическую и морфологическую близость к гезз, на котором говорили древние аксумиты. Но верность христианству-официальной религии Аксума тигре не сберегли. Географическое положение их территории, открытой влиянию ислама, сделало своё дело. Большая часть потомков тех, кто первыми в истории вели крестовые походы против мусульман, сегодня стали поклонниками пророка.        


                                Неподалеку от Аксума в горной местности, на вершине столь характерного для эфиопского ландщафта плоского холма-амба, находится один из древнейших монастырей страны-Дабро-Дамбо. В 1940 году в нём был найден клад кушанских монет. Они были вывезены из Индии около 222 года. Там же была найдена богато орнаментированная золотом шкатулка типично аксумского стиля. Это навело учённых на мысль о том, что уже в начале III века аксумиты поддерживали связи с индийскими купцами.                                                                                           Скорее всего в те времена на Дабра-Дамбо находилось горное языческое святилище, на месте которого затем, как это повсеместно происходило в Эфиопии, и возник христианский монастырь. Подобные монастыри на вершинах амба-своего рода неприступные крепости-сыграли огромную роль в эфиопской истории. В них сохранились огромные культурные ценности, нередко они служили местом заточения опальных принцов, у которых были роскошные резиденции и богатые библиотеки. Единственным неудобством их жизни были усиленная охрана и отвесные стены амба, делавшие побег практически невозможным.                                                           Наука получает всё больше доказательств того, что развитие человеческого общества в Африке полностью противоречит избитым взглядам о " многовековой летаргии" континента. Многие "исчезнувшие острова" африканской цивилизации уже присоединены к основному материку общечеловеческой культуры. Жители Чёрного континента всегда были в русле всеобщего человеческого прогресса и шли в том же направлении, что и народы других континентов.

1 комментарий: