понедельник, 8 апреля 2013 г.

Свази
У свази нет традиционных пластических форм исскуства. Еще каких-нибудь 10-15 лет назад все африканские сувениры, продававшиеся в Мбамбане, привозились из соседнего Мозамбика.
Одна из главных причин, объясняющих отсутствие маски и скульптуры у свази, в том, что они на этнографической карте Африки народ очень молодой, не успевший "обрасти" традицией. Начав свою консолидацию из разных племен и кланов лишь во времена Нгваны II, свази существуют как единое целое только с начала XIX века. Ученые склонны выводить родословную правящего рода Дламини из Конго, откуда они вместе с другими племенами банту в XVI веке попали на побережье Индийского океана, а затем повернули на юг.
Один из потомков Нгваны II, правитель Собхуза I, вел успешные войны с воинственными соседями. Он был первым, кто присвоил себе титул "ингвеньяма", символизирующий силу народа а-ма-нгване. Однако даже в то время свази представляли собой не более чем свободную конфедерацию племен. Они были достаточно независимы и порою  лишь формально отдавали дань вассалитета роду Дламини.


Первым, кто предпринял серьезные шаги покончить с подобной племенной вольницей и сплотить а-ма-нгване, стал сын Собхузы I, великий Мсвати I. В этих целях он ввел у свази единую систему возрастных классов, что серьезно подорвало  племенные и клановые перегородки и родовые связи. Детям вождей и старейшин кланов Мсвати I запретил устанавливать брачные отношения внутри своего племени, приказав "искать себе пару от родных краалей и тем самым с помощью кровных связей устанавливать связи, при которых война между родами а-ма-нгвана была бы противоестественной".
На северо-востоке страны Нгване, в горном ущелье Хохо, король Мсвати основал крааль. Все правители свази, признавшие его власть, должны были посылать в Хохо в виде дани слоновую кость. Именно этот обычай натолкнул А.Нокси на мысль воссоздать образ Мсвати I в скульптуре, вурезанной из цельного бивня.
Незадолго до смерти Мсвати, в 1868 году, руководимые им отряды воинов свази были настолько сильны, что атаковали горцев-суто в Драконовых горах и проникли на рванины шона в далеком Зимбабве. Расширению влияния свази помешали буры, которые, закрепившись в соседнем Трансваале, начали методично "выменивать" на скот огромные площади плодородных земель, пренадлежавшие свази. Сохранился текст договора, по которому некто К.Вермаак, полуграмотный бур из Трансвааля, за 30 голов крупного рогатого скота и ежегодную ренту в 5 футов стерлингов стал обладателем 1,5 тысячи квадратных километров пастбищ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий