воскресенье, 31 марта 2013 г.

Резец, оживляющий дерево.
Люди,распахивающие лес под посевы,являются изумительными скульпторами.Именно им больше,нежели любому другому африканскому населению,мы обязаны скульптурами,которые долгое время ошибочно считали фетишами.Они представляют собой абстрактные, но очень  живые изображения мужчин и женщин с пропорциями странными, но образующими единое целое,застывших как бы в движении.Если наложить на карту растительных зон Африки карту с обозначением пунктов, где развивалась традиционная скульптура, то полумесяц большого леса в значительной мере совпадает с областью скульптуры, хотя эта область и выйдет за пределы лесной зоны.    

Существует чётко систематизированная иерархия добрых и злых духов, все они имеют имена и, по представлениям, свою "сферу влияния", очерченную для них столь же ясно и определённо, как для древних греков -"сферы влияния" эриний,мойр,эхидны,нимф,титанов,циклопов,сторуких,амазонок и так далее.Их названия - кифули,нанденга,кисараве,укундука,чипинга,адинкула,мбилика - звучат для нашего уха непривычно, но под покровом миамбо их знают все.Стоит только задать вопрос о скрывающихся за этими названиями духах, как старики будут расписывать их внешность, рассказывать о их привычках, повадках и капризах, словно они их закадычные друзья.  
  Может, конечно,возникнуть закономерный вопрос: даже если сгнили все изображения из мягкого нжале, то почему сохранилось так мало старых скульптур из чёрного дерева?    В музее Нампулы ещё до того, как в декабре 1974 года его ограбили убегавшие колонисты, таких скульптур было множество.Вне музейных стен португальцы, в первую очередь миссионеры, рьяно уничтожали шедевры как "бесовские" и "варварские". В декабре, перед рождеством, католические падре ежегодно устраивали на площадях огромные выставки из масок и скульптур. Но многое в лесных деревнях и тайниках всё же сохранялось, чем не преминул воспользоваться один из вождей маконде, обманным путём пробившийся в руководство освободительных сил. Заняв ещё до завоевания Мозамбиком независимости пост секретаря  ФРЕЛИМО в провинции Кабу-Делгаду, он вскоре обнаружил, что деревянные скульптуры,сделанные его соплеменниками, - отнюдь не последняя статья дохода в партизанской казне. Сотни лесных резчиков, стремясь помочь освободителям, создавали фигурки, предназначенные специально для продажи.Однако никто из фрелимовцев, верных линии Мондлане, и не помышлял распродавать подлинные ценности национальной культуры, вывозить за границу уникальные старые маски и фигурки.





Но Нкавандаме, вызыватель дождя и сын ведуна, лучше других знавший, где и какие сокровища скрываются под пологом миамбо, пошёл именно по этому преступному пути. Пользуясь своим авторитетом и доверием, которое к нему испытывали как к одному из партийных лидеров, он приказал свозить в указанное место все старые резные вещи.О подлинных причинах своего решения Ласаро нагло врал, уверяя,что хочет устроить "большой праздник на освобождённой территории". Деревенские старейшины поверили и свезли к нему сотни, а может быть, и тысячи ценнейших образцов народного искуссва, на протяжении веков сберегавшихся для потомков.  Нкавандаме, однако, сплавил их за границу, а деньги прикарманил.                Неудивительно поэтому, что сегодня слово "нкавандаме" употребляется на мозамбикском Севере как бранное.


3 комментария: