пятница, 19 апреля 2013 г.

                                          Мономотапа.                            
   Бесспорно, на других континентах, не говоря уже о Египте, ещё в глубокой древности существовали и более величественные сооружения. И тем не менее ничего подобного Большому Зимбабве нет нигде в мире. У дороги, ведущей к побережью, в сторону Илья - де - Мозамбик, вздымаются округлые лакколиты. Мозамбик - единственная в Восточной Африке страна, большая часть которой на физической карте закрашена зелёным цветом. Это означает, что страна по преимуществу занята неизменностями.
Кзалось бы, благо для хозяйства. Не помехой для для его должны были быть и реки, пересекающие эти низменности. Однако на практике всё получается наоборот. Осадки в горах, где берут начало эти реки, выпадают в феврале - марте, то есть именно в те месяцы, когда на их низовья обрушиваются циклоны. С запада по рекам с пологими, слабо выработанными руслами сбрасывается дождевая вода, а навстречу ей с востока вместе с нагонными волнами, рождаемыми циклонами, по этим же руслам устремляется солёная вода океана.
Равнинный рельеф почти не припятствует волнам, и, в случае если циклон устойчив, они проникают в глубь материка на 100 - 200 километров. Встречаясь, два несущихся навстречу друг другу потока образуют гигантские водяные бары, а затем начинают разливаться по равнинам. Слабовыраженные водоразделы рек не служат им препятствиями. Бывают годы, когда воды даже таких крупных рек, как Лимпопо и Сави или Сави и Бузи, соединяются, сплошь покрывая гигантские площади низменных равнин. Сегодня, восстанавливая историческую справедливость, главной столице Мономотапы дали название Великое Зимбабве. В чём же загадочность этой самой почитаемой народом шона ставки владыки, если она была известна ещё португальцам, а ныне является главной достопримечательностью  Республики Зимбабве, хорошо изученным заповедным местом, расположенным всего лишь в нескольких километрах в сторону от самого оживлённого в Африке шоссе, связывающего  Хараре с Йоханнесбургом ? Всё дело в том, что многое из того, что было известно Барбоше, Гоишу, Баррушу и их современникам, оказалось в последствии забытым. Поэтому, когда во второй половине XIX века началась английская колонизация Южной Африки, памятники Зимбабве пришлось открывать заново. 
По своим размерам эллиптическое строение Зимбабве, раскинувшееся на площади 4600 квадратных метров, не имеет себе равных в Африке. Учённые считают, что это - памятник сложного характера и многоцелевого назначения, возводившийся не одним поколением каранга и розве.                 Венец их строительного искусства - внешняя стена "храма". Помимо грандиозных размеров она отличается виртуозным совершенством кладки. Складывавшие её каменщики имели в своём распоряжении не стандартные кирпичи, а неотёсанные плиты разного размера.
И тем не менее подобраны иподогнаны они друг к дркгу столь тщательно, даже скрупулёзно, что между плитами порою трудно просунуть перочинный нож.  Монотонное однообразие колоссальной стены удачно оживляется 70-метровым поясом фигурной кладки. Камни в нём выложены то в елочку и шевроном, то чередуются в шахматном порядке, своим строгим рисунком лишний раз подчёркивая монументальность "эллипса" и в тоже время придавая ему импозантный, парадный вид. Эстафета искусства фигурной кладки была подхвачена создателями других каменных сооружений в Междуречье. Особого совершенства она достигла в Налетале, где строители начали удачно использовать натуральный цвет камня, создавать из него мозаичные орнаменты.  
Знаменитая внешняя стена Великого Зимбабве, окружающая эллиптическое строение, была возведена в первую очередь для того, чтобы охранять "ньюмба хуру" - "дом вождя". Рядом с этим дворцовым сооружением, также под защитой стены, обнаружены фундаменты сорока жилищ, в которых обитали самые близкие приближённые мутапы. То ли традиция запрещала высшим сановникам заниматься каким бы то ни было физическим трудом, то ли они настолько возвысились над своими соплименниками, что могли жить, не ударяя палец о палец, но все те, кто поселился за стеной, не занимались даже домашним хозяйством. На эту мысль наводит полное отсутствие среди находок, сделанных вокруг "ньюмба хуру", орудий труда и даже кухонной утвари. Сосуды для питья да украшения - вот и всё, что удаётся обнаружить при раскопках этой обитель элиты Мономотапы. Тем самым подтверждается мнение тех, кто рассматривает Великое Зимбабве в первую очередь не как центр экономической деятельности каранга, а как их феодально - племенную столицу.
Не исключено также, что величественные сооружения эллиптического комплекса носили ритуальный характер, служили местом поклонения духам предков. По древней традиции шона их вождей и наиболее почитаемых старейшин хоронили во дворе дома, где они жили. А это значит, что под тщательно зацементированной площадкой перед "ньюмба хуру" находилось кладбище "владык шахт". Именно здесь, возможно, следует искать глубинный смысл названия Зимбабве: "дзимба войе" - "почитаемый дом" - обитель духов правителей.    
До середины XV века главная дорога соединяла Великое Зимбабве с Софалой: не случайно же этот экспортно - импортный порт Мономотапы расположен как бы "напротив" её столицы. Идя по прямой через африканские дебри на восток, подданные мутапы выходили к океану именно в том месте, где находилась "золотая гавань". Позже, однако, земли вокруг Зимбабве истощились из-за интенсивного животноводства и монокультурного сельского хозяйства. Поэтому главная ставка мутапы была перенесена на 500 километров к северо - востоку, ближе к великой реке Замбези, на земли, которые мозамбикцы, и зимбабвийцы называют сегодня Маника. Там были ещё не разработанные месторождения золота, плодородные земли, благодатный климат.

Комментариев нет:

Отправить комментарий